Блог Олеси Симоновой

Интерсекциональность Кимберли Крэншоу

Кимберли Крэншоу, Kimberlé Crenshaw — темнокожая профессор юриспруденции, гражданская активистка и писательница. Она борется за права темнокожих женщин. Идея Крэншоу заключается в том, что личность может иметь несколько социальных идентичностей, образующих единое целое. Эти идентичности может определять пол, раса, финансовое благосостояние, наличие физических и ментальных заболеваний, религия, сексуальная ориентация, возраст. Но наш опыт не сводится к простой сумме расы и пола. Если не использовать интерсекциональность, то вообще невозможно правильно описать дискриминацию.

Термин «интерсекциональность» появился после встречи с афроамериканкой Эммой ДеГраффенрид. Суд отклонил её иск против местного автомобильного завода по факту расовой и половой дискриминации. Эмма подала заявку на должность, но на работу её не приняли. Она считала, что её не взяли потому, что она была темнокожей женщиной.

Судья отклонил жалобу Эммы, аргументируя это тем, что работодатель нанимал афроамериканцев и нанимал женщин. Однако реальная проблема, которую судья не пожелал признать, и которую Эмма пыталась озвучить в суде, заключалась в том, что все афроамериканцы, которых нанимали на производство или для ремонта, были мужчинами. А женщины, которых обычно нанимали в качестве секретарш или для другой офисной работы, были белыми. Если бы суд обратил внимание на сочетание этих принципов отбора, возможно, он бы заметил двойную дискриминацию, которой подверглась Эмма ДеГраффенрид.

Но суд отказал Эмме в объединении этих двух исков в одно дело, потому что судья рассудил так, что если ей это позволить, она получит привилегированное отношение. У неё будет преимущество из двух козырей, в то время как у мужчин-афроамериканцев и у белых женщин есть только один. Конечно, ни у мужчин-афроамериканцев, ни у белых женщин не было необходимости объединять жалобы о расовой и гендерной дискриминации, чтобы рассказать, каким образом они столкнулись с ущемлением своих прав. Почему суд проявил жестокую несправедливость, отказав в праве на защиту афроамериканкам, посчитав, что их случаи немного отличаются от подобных случаев дискриминации белых женщин и мужчин-афроамериканцев? Вместо того, чтобы расширить рамки закона, включив в него защиту афроамериканок, суд просто отказал им в рассмотрении их дела.

Проблема Эммы была проблемой понятий. Понятия, которые суд использовал при рассмотрении либо гендерной, либо расовой дискриминации, были однобокими, что исказило суть проблемы. Простая аналогия с перекрёстком могла бы помочь судьям взглянуть на дело Эммы другими глазами. Представим обе проблемы как перекрёсток, где две дороги являются аналогией рабочей силы, организованной по принципу расы и пола. И тогда движение на этих дорогах представляет собой приём на работу и другие установившиеся на этих дорогах порядки. Будучи темнокожей женщиной, Эмма оказалась как раз на перекрёстке, где испытала на себе двойное перекрёстный удар от потока машин как по расовой, так и по гендерной дороге. Закон — это как скорая помощь, готовая помочь Эмме только в том случае, если окажется, что она пострадала либо на расовом, либо на гендерном шоссе, но не там, где они пересекаются. Интерсекциональность — это ситуация, когда на вас действуют несколько сил, а вы не в состоянии себе помочь. Эти представления были положены Кимберли Крэншоу в основу ее теорию пересечений.

Путь к адекватному пониманию проблем — в принятии всех пересекающихся и взаимосвязанных аспектов жизни. Например, социальным работникам следует учитывать, что женщины с ограниченными физическими способностями легче становятся жертвами домашнего насилия и имеют меньше возможности защищаться. К сожалению, общество не обладает ресурсами, чтобы обеспечить соблюдение интересов всех групп. С практической точки зрения, например, невозможно повсеместно внедрить использование алфавита Брайля и сурдоперевода в рамках заботы о нуждах слепых и глухонемых.

Поэтому по мнению последователей идеологии Крэншоу, важна способность к формированию независимой от окружающих самооценки. Члены дискриминируемых групп получают от большинства ярлык «не такие как все». Под это определение может попасть любой человек, не соответствующий среднестатистическим характеристикам. Приверженцы теории пересечений называют установленные обществом стандарты — мифической нормой. Ну, а нарративные практики не по наслышке знают о субъективности и относительности подобных характеристик и умеют с этим работать.
Без рубрики